Во время развития пандемии COVID-19 и возникших ограничений по перемещениям внутри города, страны и миру в целом ко мне не раз обращались практики по поводу моего мнения об онлайн школах йоги.

Сама я неоднократно проходила обучение в традиционных школах йоги, совершая поездки в ту или иную страну и школу для получения теоретических и телесно-ориентированных практических знаний. 

Но обучаться в онлайн школах йоги мне не приходилось. Но я считаю, что такие школы быть должны и вот почему.

Я бы хотела опубликовать мнение и советы одного из моих учеников по выбору и учебее в онлайн-школе йоге. Далее привожу его текст.

Выбор онлайн-школы.

Я решил стать учителем хатхи йоги после 3 лет практики (в основном аштанга йога). 

Я искал онлайн-школу из-за ситуации с COVID-19, т.к. не мог поехать в Индию.

Искал школу, которая сертифицирована Yoga Alliance (сертификация в альянсе дает возможность получить работу практически по всему миру), чтобы получить теоретические знания о йоге как науке и философии, улучшить практику и получить сертификат преподавателя йоги. 

Я не принимал во внимание школы в России, потому что хотел получить опыт, который приходит с родины йоги – Индии. Кстати, школы в ЕС и США по цене оказались в два-четыре раза дороже.

Из многих школ в Индии, перечисленных на сайте Yoga Alliance, я выбрал 3 школы в Ришикеше, которые предоставляли 200-часовой онлайн-курс обучения преподавателя хатха йоги в соответствии со стандартами Yoga Alliance.

На сайте Yoga Alliance можно посмотреть и отфильтровать школы, которые рассматриваешь, например, по странам:

Мои личные критерии отбора школ с сайта были следующими:

- цена (по сравнению с офлайн-форматом цены были в 2,5 раза ниже, начинались от 40 тыс. рублей)

- наличие собственного более-менее современного и юзер-френдли сайта школы

- наличие гибкого режима времени обучения (учтите, что в Индии +2,5 часа от московского) 

- высокая оценка школы на сайте Yoga Alliance

- отзывы учеников на сайте.

Прежде чем присоединиться к одной из трех выбранных по первичным критериям школ, я решил побеседовать с преподавателями и или/администраторами этих школ. 

Во-первых, возможность поподробнее расспросить их про школы и учебный процесс:

- какие направления хатхи преподают и на что делается акцент

- есть ли мануал почитать перед регистрацией

- расписание и даты курса

- кто учителя и можно ли пообщаться с учителем

- сколько человек в группе 

- классы записаны или ведутся онлайн (тут, конечно, лучше live-streamed)

- будет ли возможность взаимодействовать с другими учениками и учителями во вне учебное время

- как будет проверяться усвоение материалов в течение учебы

- как принимается экзамен и каковы требования для получения сертификата

Я списывался со школами через имейлы, оставленные на их сайтах. Затем созванивался с преподавателями/администраторами. Все три школы меня в этой просьбе удовлетворили. 

Во-вторых, важный момент – в разговоре с преподавателями я просил ссылку на их онлайн-классы (все три школы проводили свои занятия в zoom). 

Две из трех школ прислали живую ссылку на их потоковые занятия в течение учебного дня предыдущей группы студентов. Третья школа прислала запись только лишь практики. Эту школу я вычеркнул из списка претендентов. 

В конце концов выбрал школу, которая мне понравилась своим преподавателем (тем, как он преподносил материал ученикам) и небольшим количеством студентов в группе (всего два человека).

Учебный онлайн процесс.

Перед началом курса я получил мануал, который был весьма полезен в течение всего периода обучения. Само пособие состоит из основной информации по темам философия, анатомия, Аштанга и хатха Сурья намаскара, рабочей тетради по асанам и др.

Занятия проходили месяц начиная в 6.30 до 11.30 каждый день, кроме воскресенья. Так как в моей группе было всего лишь 2 студента, можно было в какой-то день перенести занятия, например, на воскресенье. Это было очень удобно для меня, потому что я не пропустил ни одного занятия во время обучения.

Каждый день у нас были практические занятия (~ 90 мин), занятия пранаямой (~30 мин) и лекции (~90 мин). 

Практикум включает в себя разминку, изучение Сурья Намаскары и других простых асан, их отстройку.

Лекции проходили по темам: анатомия, отстройка асан и философия.

Практические занятия хатхой йогой помогали мне разбудить тело. Но это по своей физической нагрузке не сравниться с тренировкой Аштанга или йогой флоу. 

Занятия пранаямой научили меня различным техникам Пранаямы, о которых не рассказывали на майсор классах (Бастрика, Капалабхати, Анулома-Вилома).

Лекции по анатомии дали общее представление о человеческом теле, функциях систем и отдельных органов, возможных травмах при занятиях йогой.

Занятия по философии затрагивали понятие йоги, откуда оно появилось, первоисточниках, тезисное изучение 8 ступеней йоги (материал был довольно сухой без углубления в то, как это практиковать в реальной жизни).

Занятие по отстройке асан, на мой взгляд, были наиболее полезны из теоретического курса. Рассказывали, как выстроить ту или иную асану, о ее полезных свойствах, типичных ошибках студентов, предостережениях, модификациях. Было полезно применить на практике знания, полученные на занятиях по выравниванию асан.

Учителя.

Учителя были позитивными и открытыми, рады любым вопросам. Если сразу не могли ответить, брали таймаут, но возвращались с разъяснениями позже.  

Давали советы и рекомендации, как преподавать, на чем сосредоточиться и как вести себя с учениками. Материал был изложен всеми преподавателями в простой, ясной, структурированной и дружественной манере.

Но из-за того, что преподаватели в основном молодые, сложилось впечатление, что они сами недавно закончили курсы 200 и 300 часов и работают на школу из-за получения практического опыта. Преподаватели были из России, Киргизии и Индии.

Ведущий учитель – индус, тоже довольно молодой, но в плане знаний и внушения своего важности своей роли производил впечатление опытного и умудренного человека.

Экзамен.

Экзамен проходил в форме обучающей практики  (~20 мин разминки и ~ 20 мин Сурья намаскара). Каждый студент вел занятие для преподавателя практики и другого ученика. Разбили на 2 дня. Первый день один студент ведет разминку, другой – сурья намаскар. Второй день наоборот. 

Проверки знания анатомии, философии и отстройки асаны не было. То есть никакого письменного экзамена, что на мой взгляд, не хорошо. Не было волнующего чувства необходимости детального изучения этих предметов. 

Заключение. 

Я хотел бы порекомендовать индийские онлайн школы тем, кто нуждается в получении «базовых» кирпичиков йоги (теории и практики асан) и укреплении своего тела (если нет вообще никакой физической активности, например), а также чтобы получить сертификат преподавателя, если хотите, чтобы он у вас был.

Основные преимущества онлайн-школ:

1)    Низкая цена на обучение

2)    Доступность обучения из любого места, где есть скоростной интернет

3)    Упрощенный порядок получения сертификата

4)    Базовое представление о йоге 

5)    Небольшое количество людей в группе

Знания, полученные там, скорее всего, будут неглубокими, но азы получите. 

Остальное придется исследовать дальше самостоятельно. Но йога же этому нас и учит.

Главное, не останавливаться в исследовании себя, своего тела и мира вокруг! Успехов!