Порой, приступая к занятиям йоги, мы ощущаем различные факторы, которые способны затормозить развитие или даже оставить практику.

Попробуем разобраться в природе таких факторов и эффективно им противостоять. 

В своей книге «Йога Дипика: прояснение йоги» Б.К.С. Айенгар обозначил 13 отвлечений и помех (Читта-Викшепа), которые могут препятствовать практику на пути изучения йоги. Для запоминания условно можно разделить эти препятствия на 2 группы: 9 помех и 4 отвлечения.

Помехи это:

1. Въядхи – болезнь или недуг, нарушающие физическое состояние;

Суть:

Абсолютно ясно, что болезнь или плохое самочувствие являются первой силой, которая заставит вас уклониться от занятия йогой. Ведь главный инструмент для достижения целей йоги это тело самого йогина. Когда тело болеет (инструмент ломается), то ученик достигнет немногого. Тело, скованное болезнью, вызывает умственное беспокойство, что означает, что вы не сможете ни концентрироваться, ни медитировать.

Способы преодоления:

Прежде чем двигаться дальше необходимо привести свое тело в порядок, избавив его от недугов. Не тяните с походом к врачу и приемами назначенного медикаментозного лечения. Могу также добавить, что порой практика простых асан помогала мне избавиться от болезненной температуры 37,2 (других симптомов болезни не было). Но будьте аккуратными с этой альтернативой походу по врачам. Во время болезни не переставайте есть здоровую пищу, а также больше спите, набирая энергию. 


2. Стьяна - вялость или умственная апатия;

Сущность:

Апатия или отсутствие энтузиазма – следующий фактор, который может вызвать бездеятельность, а она в свою очередь притупит ум или/и ослабит концентрацию.  Когда мы чувствуем себя хорошо, бодры и веселы, то любое дело кажется выполнимым. Но стоит вялости осесть в нашем уме, то мы не можем ни на чем сосредоточиться, и у нас появляется чувство нехватки энергии. 

Способы преодоления:

Для меня главные способы преодоления апатии - это общение с близким человеком (можно выговориться о своих проблемах) и/или прогулка на свежем воздухе. Прогулку на воздухе можно заменить на ваше хобби. Главное не давать вялости брать верх несколько дней подряд, иначе это может перерасти в депрессию, с которой бороться будет гораздо сложнее.


3. Самшая – сомнение или неуверенность в своем деле;

Суть:

Сомнение выражается в постоянной неуверенности в выбранном пути. На ум могут приходить такого рода вопросы: «Правильно ли я выбрал этот вектор движения?», «Стоит ли мне так много времени уделять йоге?», «Стоит ли мне продолжать, если асана не получается?», «Почему у меня ничего не получается?», «Все вокруг делают лучше меня», «Виноват ли в этом учитель? Может, стоит его поменять?»… 

Неверие в себя, в учителя и выбранный путь медленно губят ученика. Вера – инструмент, который работает не только в йоге, но и во всем, чем бы вы не занимались. 

Способы преодоления:

замечайте свои достижения в йоге и записывайте их в дневник/блокнот (исполнение асан, изменения в теле, настроении, дыхании и т.п.). Это укрепит веру в себя и свои собственные силы. Кроме того, заведите практику не критиковать себя за неудачи или слабости. В этой практике могут помочь ключевые фразы, имеющие значение только для вас. Смысл таких фраз следующий: «В этот раз не получилось, но получится в следующий», «Сегодня было уже немного лучше, чем в прошлый, но есть к чему стремиться», «Всякое бывает, но я все равно молодец, потому что старался стать лучше». Ключевые фразы лучше всегда иметь у себя перед глазами, будь то в дневнике, на стенке, в телефоне или, может, даже на руке. И помните самое главное – необходимо взглянуть вашей неуверенности прямо в глаза и спросить себя «А действительно ли то, о чем я думаю, настолько плохо? Есть ли этому альтернативы? Насколько страшна моя неудача или слабость?».


4. Прамада - равнодушие или бесчувственность;

Суть:

Человек, у которого укоренились равнодушие или бесчувственность, переполнен самодовольством и думает, что он самый умный. Он, конечно, знает, что правильно и что неправильно, но упорствует в безразличии к правильному, выбирая приятное. Ради удовлетворения своих эгоистических страстей и мечтаний о личной славе он сознательно и без колебания принесет в жертву многое. Неспособность или нежелание сосредоточиться на чем-либо, отсутствие интереса к жизни, самодисциплины разума — серьезное препятствие на пути духовного развития. Крайней стадией является безразличие к собственной жизни и судьбе, что ведет к деградации личности.

Способы преодоления:

Чтобы преодолеть равнодушие, необходимо в первую очередь решиться изменить образ  мыслей, чтобы осуществить эту решимость и отказаться от привычных недостатков. Если равнодушие вызвано утомляемостью во время ежедневных практик, то сделайте отдых минимум день, не насилуйте себя. В целом, если же в вашей жизни, например, работой установлены ограничения по распорядку дня, эти правила чужды вашим интересам, то просто необходимо включать в ваше расписание час именно «вашего» времени на удовлетворение собственных потребностей, будь то прогулка, вкусная и здоровая еда, или, например, занятие йогой в обеденное время. Ничто так хорошо не разгоняет бесчувственность как занятие спортом. 

Если же вы знаете, что безразличие пришло вследствие выгорания, то имеет смысл взять отпуск, уволиться, переехать, развестись, покинуть привычный круг – любыми методами избавиться от источника и атмосферы, приведших к выгоранию.


5. Аласья - лень;

Суть:

Лень это способ организма сберечь энергию в теле, оставить все как есть, не меняя удобного ритма жизни. Лень это выдумывание причин, почему нам не стоит что-то делать. Лень, нежелание совершенствоваться (прежде всего в духовном плане) — это отсутствие настойчивости, упорства и энтузиазма, часто сопровождаемое безразличием, недостатком энергии. Важно различать лень телесную и лень умственную: можно простить себе лень телесную, но принятие лени умственной грозит человеку продолжающейся личной деформацией и отсутствием попыток изменить себя и сделать лучше. Также необходимо понимать, что лень умственная влияет и на лень физическую, как и наоборот. Так, например, притязательность в еде, злоупотребление алкоголем/табаком или даже сном ведет к тому, что  ваш ум будет подвержен тяжести и бездействием.  

Способы преодоления:

Самое важное в борьбе с ленью – постараться обмануть ум. Так, например, вы думаете пойти на занятие по йоге, но мозг готовит для вас ряд отмазок, почему этого делать не стоит: «на улице холодно», «рано вставать», «нужно затратить много энергии, что не оставит сил для рабочего дня» и т.п. В такой ситуации необходимо начать с малого, не травмировать ум такими глобальными изменениями в вашей жизни как занятие йогой. Начните просто с выхода на улицу на прогулку, ведь это вы и так делаете, или же просто вставать на час раньше, ведь сильно плохого для мозга в этом ничего нет. Но вот вы уже проснулись на час раньше и уже идете на прогулку, но захватили сумку с формой и направляетесь в студию йоги. Другим методом борьбы с ленью является выстроенная система мотивации: - «от плохого» (избегание неудач) и «для чего» (направление себя к успеху). Мотивация «от плохого» это представления о том, что будет с вами если вы продолжите сидеть, сложа руки. Мотивация «для чего» это достижение жизненных целей и ориентиров. Так, например, в случае с занятиями йогой мотивация «от плохого» это слабое здоровье, раздражительность, стресс, апатия, бездуховность. Мотивация «для» значит снизить волатильность колебаний ума или же просто исполнить сложную асану. Также мотивацией «для» может служить просмотр мотивирующих фильмов или видео на youtube или Instagram.


6. Авирати – возбуждение чувств и желаний, когда умом овладевают чувственные объекты; 

Суть:

Авирати – сильная тяга к объектам чувственных удовольствий. Такая тяга сопряжена с рассеянностью. Это ощущение появляется в тот момент, когда наши чувства покоряют ум (причем ум это понимает) и начинают доминировать, вместо того чтобы быть опорой уму. 

Способы преодоления:

Необходимо скинуть оковы привязанности к чувственным вещам. Практик учиться наслаждаться ими при помощи подчиненных уму чувств. Пратьяхара (5 ступень Аштанга йоги) - техника отвлечения чувств от объектов, на которые они направлены. При отсутствии связи с объектами органы чувств следуют внутренней форме сознания, а это есть отвлечение. Контроль над чувствами можно достигнуть, практикуя первые четыре ступени йоги (яма, нияма, асана, пранаяма). Так, например, практикуя пранаяму человек ритмичным регулированием дыхания успокаивает ум и свои желания, направляет свои чувства внутрь себя.

 

7. Бхранти даршана - ложные или неточные знания, иллюзии;

Суть:

Не все знания точны, и не все знания верны. Фильтрация и верификация потока информации при изучении йоги это одна из задач ежедневной практики. Человек, изучая йогу и получая неточные знания (например, от неопытных учителей) может столкнуться с тем, что в нем появляется мнимое чувство уверенности, что он все познал или «просветлился». Многие начинают этим псевдо-чувством хвалиться и делиться с другими, что ведет к на ложный путь. Достижение вершины в практике всего лишь иллюзия

Способы преодоления:

не останавливайтесь на поиске новой информации, будьте гибкими и открытыми в моменте для поиска «притоков» свежих знаний. Не поленитесь сверить полученные извне знания с первоисточниками. Углубляйте свои знания посещением различных семинаров, практикумов и лекториев. Но их подбор также надо осуществлять с умом. Не стоит вестись на лозунг «я просветлился». 


8. Алабдха бхумикатва - неспособность сохранять непрерывность мышления или концентрироваться, без чего нельзя узреть реальность;

Суть

В центре внимания потеря упорства, выносливости и концентрации. Источником этой потери может служить разочарование от анализа пройденного пути и того пути, который еще предстоит пройти, а конца нам не видно. Так теряется интерес к деятельности, способность сохранять непрерывность, желание делать следующий шаг и концентрироваться на практике. 

Способы преодоления: 

Проанализировать свой дальнейший путь и бросить вызов своей неуверенности и страху перед тернистостью пути, ведь в конце концов вы станете лучше своего я, который остановил свою практику, засомневавшись в ее целесообразности. Помните, что йога это не про результат, а про процесс упорный, кропотливый и непрерывный. Тем не менее, вы можете нарисовать/описать образ будущего себя, используя конкретные качества (гуны), способности, переживания. Такая картинка будет служить своего рода маяком в океане получаемых знаний и опыта.


9. Анавастхитаттва - непостоянство в удержании достигнутой после длительных упражнений сосредоточенности.

Суть: 

Потеря уверенности, устойчивости и/или сил, находясь на новой достигнутой вами вершине («личная победа») в практике. Такая неустойчивость откатывает вас обратно, и вы не можете повторить свой успех. Такие чувства могут возникать у продвинутых практиков, например, при освоении новых сложных асан или длительности.

Способы преодоления:

поговорите со своим учителем, о том, каким способом он/она смогла найти эту «точку устойчивости». Новые лайф-хаки могут закрепить ваши упорные труды в железобетонную конструкцию.


К порождениям предыдущих 9 помех исследователи относят 4, как их называют отвлечения. Боль, уныние, дрожь в теле, нарушенное дыхание – признаки рассеянного ума. 

1.     Дукха – несчастье или боль.

Становясь жертвой любого из вышеперечисленных препятствий, практики могут столкнуться с физической и ментальной болью, которая может расти со временем. Боль выражается в том, что мир вокруг нас изменчив, а мы все склонны к привязанностям к вещам или людям. Вещи и люди недолговечны. Потеря объектов привязанности вызывает боль и несчастье.

2. Даурмансья – уныние, депрессия.

Уныние это состояние обескураженности и подавленности, при котором человек не в силах исполнять свои жизненные потребности. Как следствие это ведет к эмоциональному срыву. 

3. Ангамеджатва – нестабильность тела.

Дрожь в теле является внешним проявлением эмоционального возбуждения (например, нервозность, сопровождающаяся потерей ритма дыхания). Кроме того, дрожь в теле можно наблюдать во время исполнения асан и длительного физического напряжения или при удержании статического напряжения вследствие мышечного утомления.

4. Швасапрашваса – плохое, неритмичное дыхание.

Это сбивчивое и прерывистое дыхание, наступающее при ментальном перевозбуждении.

В основном причиной появления вышеназванных помех и отвлечений является сам человек, его отношение к самому себе, своему телу, а также к внешнему миру. На физическом уровне проявляются: болезнь, лень, дрожь тела и неровность дыхания. На ментальном – все остальные. 

Важно понимать, что проявления физических симптомов это следствие слабости духа и ума. 

Тренируйте свой дух и свое тело через практику асан и пранамям, не забывая о ценностях ямы и ниямы, и любые помехи будут вам по плечу!


Автор статьи - Евгений Соловьев (instagram - yogmode.on)