Намасте!

До недавнего времени мои знания о своем собственном головном мозге оставляли желать лучшего. Да, когда-то отдельно в университете на парах по психологии личности и безопасности жизнедеятельности «надо» было (далее вернусь еще к этому «надо») изучать и эту тему. Но тогда это мало меня интересовало. Ну, есть и есть этот мозг, вроде работает, что-то варит, что-то генерит, потоки мыслей создает. Не самый плохой мозг в общем, зачем на этом останавливать свое внимание ? :)

Шли годы за интеллектуальной работой офисного работника. С каждым годом повышалась сложность заданий и формировалась многовекторность задач, а также проводимого на работах времени.  Вместе с этим у меня все больше проявлялось состояние нервозности, беспокойства, нехватка энергии и физических сил. Жить начал от отпуска к отпуску. Отдушина была в спортивной активности (плавание и тренажерный зал) и алкоголе. Хотелось снизить накал мозговой активности (спорт помогал отвлечься) либо забыться (алкоголь в этом помогал, но калечил общее здоровье). 

Хотелось найти новое окно, в которое можно смотреть на жизнь вокруг и дышать свободно, ровно и полной грудью, притормозив при этом темпы насилования внешним миром моего мозга. Несколько раз слышал о йоге, но относился с недоверием по ряду причин. В принципе они все описаны тут. По рекомендации 3 года назад все-таки попробовал занятия Аштанга-виньясой йогой (уж очень надоело все то, что происходило на работе). После нескольких месяцев групповых занятий по утрам (перед работой) и вечерам (после работы) заметно стало легче относится к происходящему на работе бардаку. По крайней мере, утренние занятия придавали бодрости и концентрации, а вечерние способствовали расслаблению и комфортному сну без галопирующего мыслительного процесса «все обо всем».

Почему и как йога повлияла на работу моего мозга, сделав его более эффективным?

Я хочу в отдельных заметках попытаться простым языком раскрыть и адаптировать такую сложную тему как строение и принципы работы мозга, а также взаимосвязи головного мозга и йоги. Первую заметку хочу посвятить главному действующему «лицу», определяющим наше сознание в материальном мире.

Что такое головной мозг человека?

Мозг – главный орган центральной нервной системы, контролирующий деятельность всего организма посредством формирования нейронами (клетки, генерирующие и передающие сложные электрические (нервные) импульсы (сигналы). Эти сигналы исходят из центральной нервной системы для координации гладких, скелетных и сердечных мышц, секреции желез и функционирования внутренних органов.

Масса человеческого головного мозга колеблется от 1 кг до более чем 2 кг и составляет порядка 2% массы всего тела. Учеными установлено, что прямой зависимости между массой мозга и умственными способностями человека не существует. 

Из чего состоит головной мозг? 

Мозг состоит из клеток, включающих в себя нейроны и глиальные клетки (вспомогательные клетки нервной ткани, задачей которых является обеспечивать энергетическими ресурсами нейроны и защищать их от о стресса). Коммуникация между нейронами происходит посредством синаптической передачи. Каждый нейрон имеет длинный отросток, называемый аксоном, по которому он передает импульсы другим нейронам. Аксон разветвляется и в месте контакта с другими нейронами образует синапсы (место контакта нейронов, где происходит передача нервного импульса от одного нейрона к другому химическим (через нейромедиаторы)  или электрическим путем (через ионы). 

Форма и размеры нейронов головного мозга очень разнообразны. Так, в каждом его отделе находятся разные типы клеток. Активность нейронов в некоторых отделах головного мозга может формироваться гормонами (сигнальные биологически активные в крови вещества, вырабатываемые клетками тела и влияющие на клетки других частей тела).

Чем питается наш головной мозг?

Функционирование нейронов мозга требует значительных затрат энергии для передачи нервных импульсов и обеспечения собственного здоровья мозга. Большую часть энергии при обычном рационе человек получает путем превращения поступающих в организм углеводов в глюкозу и разложения последней до углекислого газа и воды, что сопровождается запасанием необходимой для нас энергии.

Энергия транспортируется к мозгу через сеть кровоснабжения. Головной мозг снабжается кровью из бассейна трёх крупных артерий — двух внутренних сонных артерий и основной артерии. 

Важно отметить, что мозг взрослого человека (при средней его массе) потребляет 15 % объёма циркулирующей крови, используя до 50 % всей глюкозы (примерно соответствует 100 граммам глюкозы в день), вырабатываемой печенью и поступающей в кровь. Довольно эгоистичный малый, да ? :P

Кстати, обратите внимание на работоспособность или «бодрость» вашего мозга после сна. Эта усталость четкое проявление 8-часовго (а то и больше:) голодания в виде снижения концентрации глюкозы в крови.

Есть ли взаимосвязь мозга и пищеварительной системы?

Как уже было отмечено мной выше головной мозг полностью контролирует все остальные органы в человеческом организме посредством нейронных сигналов. Общение кишечника с головным мозгом происходит через блуждающий нерв. Так, учеными установлено, что 90 % нейросигналов передаются по блуждающему нерву от кишечника к мозгу. Что самое интересное, всего 10% приходится на обратную связь от мозга к кишечнику. Кишечник посылает мозгу сигналы о своем самочувствии после еды. Например, при попадании инфекции в кишечник мозг, обработав эту закодированную информацию, запустит в теле процессы очищения организма. Кишечник посылает в головной мозг отчеты о своем самочувствии, а головной мозг, восприняв её, поручает другим органам вырабатывать  вещества, а наше сознание в виде лимбического мозга (о нем поподробнее чуть позже) рефлексирует в виде эмоций, чувств и психических состояний. Таким образом, кишечник непосредственно влияет на процесс принятия решений, особенно это касается общего психического фона и подбора еды. Необходимо уяснить, что люди с дефектами в работе кишечника наиболее подвержены плохому настроению, тревоге и «пищевому рабству».

Пару слов об этом «пищевом рабстве». В кишечнике синтезируются около 50 % дофамина (гормон, регулирующий чувство удовлетворенности (или удовлетворения) и отвечающий за нашу мотивацию) и 95 % серотонина (гормон радости и состояния благополучия). В головном мозге — 50 % дофамина и всего лишь 5 % серотонина. Итак, дофамин мотивирует, а серотонин регулирует настроение. Вспомните о сладких пирожных, шоколаде, сыра и сладостей. Или, например, об алкоголе и наркотиках. Все это приводит к повышенному содержанию серотонина в организме. Самое интересное, что больше всего нейромедиаторов удовольствия содержится в сладкой или жирной еде. Чем больше их производится, тем быстрее у человека формируется «пищевое рабство».

Так, например, в Австралии был проведен опыт над крысой, которую сначала какое-то время кормили сладкой сахарной водой, а потом кокаином. Когда крысе был предоставлен одновременный выбор между сахарной водой и кокаином, она незамедлительно выбрала сахарную воду. 

И еще один момент. Депрессия, плохое настроение, стресс и недостаток сна способствуют ослабеванию здоровья кишечника и уменьшают выработку серотонина и дофамина. Чем слабее становится наш кишечник, тем сильнее мы хотим восполнить запасы нейромедиаторов через "пищевое рабство".

Какова структура головного мозга?

В головном мозге принято выделять три структурных элемента:

·      Полушария большого мозга (например, логическое мышление и кретивность) + префронтальная кора головного мозга (например, обработка сигналов, поступающих от органов чувств)

·      Мозжечок (основная функция - рефлекторная координация движений и распределение мышечного тонуса)

·      ствол головного мозга (продолжение спинного мозга, рефлекторные центры (например, принятие удобной позы или сохранение баланса при изменении тела в пространстве) и перераспределение мышечного тонуса

Остановимся поподробнее на основных отделах головного мозга. За основу сегментации мною взята концепция триединого мозга, предложенная американским врачом и нейрофизиолог П. Д. Маклином в 1960-х годах. Согласно данной концепции, мозг состоит из трех частей, образованных одна в другой (как в матрешке) вследствие эволюции: 

I.               Древний мозг (ретикулярный или рептильный мозг): инстинкты, рефлексы, 

II.             Средний мозг (лимбическая система или мозг млекопитающих): эмоции и чувства

III.           Неокортекс (кора большого мозга): мысли, анализ, творчество

III.1. Префронтальная кора головного мозга

Рассмотрим каждый из отделов повнимательнее.

I.               Рептильный мозг.

Существует более 100 млн. лет и является самым древним. Он занимает 5% от массы всего мозга, и основная его задача состоит в том, чтобы реагировать на раздражители окружающей среды. Считается, что он в том же виде был развит у животных миллионы лет назад. 

Рептильный мозг отвечает за выполнение простейших базовых ежедневных и ежесекундных функций: дыхание, сон, циркуляция крови, сокращение мышц в ответ на внешнюю стимуляцию. Все эти функции сохраняются, даже когда сознание отключено, например, во сне или при наркозе.  Именно в этом отделе мозга оформлена стратегия поведения «бежать или сражаться».

Рептильный мозг отвечает за типичные для видов инстинктивные поведения, связанные с:

агрессией, доминированием, защитой территорий, желанием всем обладать и контролировать, применением шаблонов, борьбой за власть, стремлением все иерархизировать,, а также ритуальными проявлениями. Он позволяет индивидам целыми группами выживать для дальнейшего размножения и контролирует бессознательную часть функций мозга.

Основные инстинкты, заточенные в рептильном мозге это:

1)    Выживание. Отвечает за безопасность. В то же время он создает страхи и заставляет стремиться занять в социальной лестнице место повыше (типа там безопаснее).

2)    Продолжение рода. Засчет этого инстиникта формируются предпочтения и ожидания выбора тех или иных людей с целью создания семьи, в которой предполагается, что будет уют, комфорт и счастье для всех, кто в семье.

3)    «Стадность». Большинство заставляет принимать его мнение, когда отдельный человек не готов высказать свои личные мысли. В прошлом этот инстинкт был очень полезен, потому что позволял организовывать общность, в которой каждый член был готов помочь другому. В современном мире из-за роста популяции и разобщенности групп большинство людей руководствуются правилом: «помогать необходимо только своим», при этом отделяя и даже уничтожая тех, кто не соответствуют стандартам и правилам поведения общности. Работа рептильного мозга человека в такой реальности показывает, что стадный инстинкт не всегда работает верно и мешает развитию человека.

Рептильному мозгу присущи хладнокровное поведение, отсутствие сопереживания, безразличие к последствиям наших действий относительно других людей. Его функции достаточно просты: «бежать – сражаться – замереть». Он очень полезен для немедленных реакций. Сначала – реакция, а только затем осмысление. В этом смысле это наш «автопилот», которым сознательно мы управлять не можем. Его главная задача – защита тела, он настроен на оборону, он всегда в состоянии боевой готовности и высматривает угрозу для организма. 

Также именно рептильный мозг в первую очередь становится объектом внешних манипуляций с целью внедрить вам постоянную боязнь «не выжить», пичкая информацией о кризисах, об инфляции, войнах, катастрофах, насилии, болезненных реформах и многим другим: всем тем, чем пугает нас современные государства от колыбели до самой могилы. Он также иногда путает воображаемую опасность с реальной угрозой. В таких ситуациях рептильный мозг буквально берет под контроль ваш разум и тело.

Когда рептильный мозг проявляет доминирующую активность, человек теряет способность мыслить на всех остальных более высоких уровнях (лимбический мозг и неокортекс).

II.             Лимбический мозг или «эмоциональный мозг»

Лимбический значит «пограничный». Этот отдел обеспечивает двустороннюю транспортировку информации и ассоциативную связь между неокортексом и лимбическими отделами, что позволяет правильно интерпретировать, выражать и доносить свои чувства после эмоциональной реакции. 

Его возраст 50 млн. лет и это «наследство», которое досталось человеку от древних млекопитающих (примерно на 98 % идентичен мозгу млекопетающих). Лимбическая система занимает 10% от всей массы мозга и имеет малое энергопотребление. 

Лимбическая система включает в себя множество отделов, но главной ее частью является гипоталамус и связанные с ним структуры.  

Гипоталамус вырабатывает регуляторные гормоны (нейрогормоны), поступющие в гипофиз и через него оказывающие влияние на деятельность желез внутренней секреции, т.н. эндокринной системой (надпочечники, щитовидная железа, костная система, мочеполовая система и др). Гипоталамус контролирует работу гипофиза, регулирует периоды сна и бодрствования, поддержание водно-солевого баланса, нормальную температуру тела, прием пищи. Иными словами, это называется вегетативными функциями мозга. Кроме того, он является центром, ответственным за поведение в экстремальных ситуациях, проявления ярости, агрессии, чувства удовольствия и боли.

Рассмотрим функции лимбического мозга. 

Лимбический мозг участвует в регуляции функций внутренних органов, обоняния, инстинктивного поведения, материнской заботы и воспитании, памяти, сна, бодрствования и, конечно же, эмоций и переживаний, которые определяют наше субъективное восприятие мира вокруг. Эмоциональный мозг считается главным генератором эмоций, связывает эмоциональную и физическую деятельность. Здесь зарождаются страхи, веселье, смена настроений. Важно отметить, что именно лимбическая система подвержена воздействию психотропных веществ. Нарушения в работе лимбической системы могут вызвать ничем не объяснимые приступы ярости, страха или чувствительности. Процессами, происходящими в лимбической системе, мы управлять не можем за исключением наиболее «просветлённых» людей, но взаимообратная связь между сознанием и эмоциями существует постоянно. Внутри лимбической системы также формируется эмоциональный интеллект – способность определять эмоции окружающих людей. 

Характеристики эмоционального мозга:

·       живет настоящим временем

·       коммуникации с помощью звуков и тонов

·       ориентация на групповое выживание (семьи, клана)

·       не знает вариантов. только «да» и «нет», «хорошо-плохо», «это или то»

·       ассоциативность с определенными моментами жизни: когда мы думаем о чем-то, мы входим в образ и испытываем чувства.

Эмоциональный мозг дарит нам «жизнь чувств». Важно знать, что лимбический мозг это «мозг однообразия», он любит комфорт и рутину, стремится к безопасности и постоянству. Для эмоционального мозга безопасность – это делать сегодня то, что ты делал вчера, а завтра – то, что делал сегодня. Он отвечает за то, чтобы оставить нас в зоне комфорта. Попытка выйти из этой зоны ведет к стрессу.

Когда мы чувствуем сопротивление переменам, это значит, что эмоциональный мозг управляет нашим сознанием.

Каждое решение, которое мы собираемся предпринять, проходит через его фильтр: «А хорошо ли это для меня? А безопасно ли это для моей семьи? Нет ли в этом угрозы?». И если что-то угрожает, мы отвергаем этот выбор. Другими словами, когда эмоциональный мозг принимает решения, он основывается на том, что близко нам и знакомо.

Кроме того, особенность эмоционального мозга состоит в том, что ему, в отличие от рептильного, не требуется физический контакт с кем-то, достаточно просто быть где-то рядом, поблизости в пространстве. Эта надстройка в виде эмоционального ума возникла, видимо, для того, чтобы считывать эмоциональное состояние другого человека на расстоянии и в этом его ценность. 

Другой отличительной чертой эмоционального мозга является то, что он не может различить угрозы нашему телу от угрозы нашему эго. Поэтому мы начинаем защищаться, даже не разобравшись в сущности ситуации. 

Рептильная и эмоциональная системы мозга существуют вместе уже 50 млн. лет и очень хорошо взаимодействуют друг с другом. Поэтому так важно понимать, что эти две крепко связанные системы часто могут брать контроль над разумом и телом. Так, например, для рептильного мозга угроза может быть физической, для эмоционального – эмоциональной (потеря любви, страх неизведанного, или изменения, происходящие в жизни человека).

III.           Неокортекс (или визуальный мозг) - левое и правое полушария головного мозга. Еще его называют мозгом «мыслящим».

Новая кора сформировалась примерно 1,5-2,5 млн лет назад. Эта часть мозга есть только у высших млекопитающих. Визуальный мозг отвечает за высшую нервную психическую деятельность. Неокортекс занимает большую часть коры головного мозга (80% всей массы мозгового вещества), имеет высокое энергопотребление (то есть глюкозой мы кормим в основном его) и ограниченную скорость метаболизма (нужно больше времени отдыха для восстановления).

Новая кора больших полушарий – это скопление нервных клеток, образующих комплексное серое вещество. Анатомически разделяют 4 типа коры, в зависимости от её локализации – теменная, затылочная, лобная, височная. 

Неокортекс состоит из 3 функциональных зон:

·       Сенсорная зона отвечает за высшую обработку полученных внешних раздражителей. Так, например, мы обжигаемся тогда, когда информация о высокой температуре поступает в теменную область. На пальце же ожог появится не сразу, а сразу есть только электрический импульс.

·       Ассоциативная зона отвечает за информационную связь между моторной корой и чувствительной.

·       Моторная зона формирует все сознательные движения. Отвечает за планирование, контроль и выполнение движений.

Его рассматривают как крайний (но не последний надеюсь!) шаг в эволюции мозга млекопитающих, обеспечивающий нас способностью языкового общения, планирования и разумного восприятия, абстракции и творчества. 

В целом, можно сказать, что новая кора отвечает за высшую нервную деятельность и является высшим центром умственной деятельности и интеллектуальной работы. Именно неокортекс должен определять наше сознание. Можно сказать, что в этой части мозга формируется наше «я».

Неокортекс – это единственная часть головного мозга, процессы в которой мы можем осознанно отследить. Здесь сформирован наш рассудок, а именно размышления, умозаключения, аналитические способности. 

Кроме того, визуальный мозг обладает пространственным мышлением, здесь возникают визуализационные картинки, сосредоточенность на будущем, его исследование и анализ. С его помощью мы можем вообразить все, что захотим.

Мыслящий мозг может определять:

·       какие действия вам нужно предпринять

·       поставить цели и спланировать

·       обсуждать ваши цели, задачи и мечты

·       вдохновить вас и стать причиной действий на короткий промежуток времени

·       с помощью логики принимать или отвергать идеи и цели.

Важно помнить, что мыслящий мозг не отвечает за действия на долгосрочной основе. Сегодня нейрология доказала, что сознательный мозг отвечает за перспективные цели всего на 2%. Остальные 98% – ответственность нашего подсознания (внушенные установки и состояния, в том числе сноведения, интуиция, аффект, паника, гипноз, вера, фобии, страхи, истерия, спонтанная тревожность, предчувствие радости и др).

Тесная связь образована между неокортексом и лимбической системой. Благодаря такой конфигурации эти две части составляют психическую основу человека: они соединяют умственную составляющую с эмоциональной. Так, визуальный мозг выступает в качестве «управленца» наших животных инстинктов. Прежде, чем совершить какое-либо действие (или бездействие), спонтанно вызванное эмоциями, человеческая мысль, как правило, проходит ряд культурных и моральных оценок. Кроме контроля эмоций неокортекс оказывает вспомогательное действие. Чувство жажды появляется в лимбической системе, а уже неокортекс, регулирующий поведение, планирует и реализует план по поиску воды.

Еще один момент, на котором бы хотелось остановиться, говоря о неокортексе, – это тенденция его развития, да и, вообще, развития человеческого мозга.

Неокортекс называют шестым (интуитивным) органом чувств. Его развитие активизирует так называемый интуитивный интеллект, который позволяет ощущать тончайшие вибрации мироздания, молекулы ДНК, мысли других людей, выбор правильного, но не шаблонного, пути – воспринимать все бессознательные процессы, осознавать, а, следовательно, и управлять ими.

На сегодняшний день высшим проявлением мысли является интуиция. Именно интуиция – способность человека считывать информацию из внешнего мира (не только трехмерного, но и многомерного) – позволяет расширять диапазон его познания. 

Именно в неокортексе заложены безграничные возможности процесса познания и реализации их в жизни. Эта область мозга управляет телепатическими, лингвистическими, экстрасенсорными способностями. Только благодаря развитию неокортекса человек может творчески реализовывать себя и совершать эволюционные (а иногда и революционные) открытия.

Развитие сознания и мышления человека рано или поздно должно прийти к интуитивному восприятию внешнего мира. В настоящее время у большинства людей оформляется логическое восприятие. У людей с развитым логическим восприятием начинают возникать зачатки интуитивного восприятия. Но интуитивное восприятие не может возникнуть сразу, из ничего. Поэтому можно сказать, что в качестве промежуточной способности у некоторых людей начинает возникать и развиваться интуитивное мышление. Без интуитивного мышления и восприятия выдающихся людей мы бы никогда не увидели величайших открытий в сфере физики или, например, географии, астрономии, IT-индустрии.

При этом можно выделить следующие отличительные черты интуитивного мышления:

·       Аналитика самого широкого диапазона информации и параллельная обработка сразу нескольких кластеров данных

·       Непроизвольный процесс мышления

·       Имеет неосознанный (или мало осознанный), а также мало контролируемый характер. 

·       Из-за близкого соприконсновения с эмоциональным мозгом находит общий язык в чувствах и эмоциональных образах (иногда подключаются физиологические реакции – сердцебиение, тремор рук, покраснение кожных покровов, «приливы», головная боль, повышенное потоотделение)

·       Очень медленно образуется и требует регулярной практики 

·       Мыслительные процессы при интуитивном мышлении протекают очень быстро

·       Довольно старое с точки зрения эволюции, но мало применяемое и упущенное из виду.

Развитие головного мозга и интуитивного мышления идет только через учебу, критическое самоосознание и творческое применение знаний на практике. Другого не дано: либо мы его напрягаем, либо теряем. При «потере» своего мозга человек деградирует. Под учебой понимается только одно: каждый человек должен знать и понимать себя и свой организм.

III.1. Префронтальная кора головного мозга

В неокортексе хочу отдельно выделить префронтальную кору, потому что именно она помогает нам думать, что мы делаем и говорим перед тем, как это сделать или сказать. Основная функция префронтальной коры это сделать осмысленной текущую ситуацию (в том числе и стрессовую), сфокусировать наше внимание на проблеме. Эта часть головного мозга контролирует, направляет и управляет действиями. Она отвечает за «исполнительные функции» — способность управлять временем, суждениями, импульсами, планированием, организацией и критическим мышлением.

Развитая префронтальная кора головного мозга может скоординировать другие части мозга работать вместе на благо человека или напротив, разжечь страх, который приведет к деструктивным реакциям. 

Префронтальная кора - это инструмент успешной реализации практики и всего будущего, если мы научимся использовать ее силу.

В заключение этой заметки хочу сказать несколько слов о том, что именно три части отдела мозга формируют наше сознание.

Так, Рептильный мозг, эмоциональный и мыслящий мозг (в т.ч. префронтальная кора) полностью обеспечивают управление всей системы человека, но осознаем мы себя через то самое «сознание». Можно представить его как комнату, которую по очереди захватывают инстинкты, эмоции и разум. они конкурируют между собой, образуя при этом альянсы, и борются за влияние.

Благодаря работе принципиально разным отдела мозга человек имеет дуальность сознания. При возникновении идеи в мозгу формируется две разные мысли: 

• Хочу — ее формирует лимбическая система и инстинкты в рептильном мозге. 

• Надо — создаёт неокортекс и набор свойств социального поведения (об этом я упомянул в самом начале статьи). 

Благодаря выбору и способности осознавать человек имеет возможность калибровать и даже подчинять своей воле животные инстинкты, эмоции, развивать разум и реализовать себя, как сознание гармонии. На этот процесс не влияют внешние обстоятельства или судьба. Эволюция нервной системы человека полностью зависит от развития самоосознавания. 

Что может нам в этом помочь?

Йога может быть вашим мощнейшим философским и практическим инструментом по реализации «самости» и гармонизации сознания через фильтры восприятия реальности, которыми богата йога. 

Искренним искателям истины практика йоги помогает осознавать инстинктивные проявления, сократить их влияние на разумные процессы, научиться использовать подсознательные проявления рептильного мозга иными способами, позволяя добиваться высокого уровня эволюционного развития.

Об этом я расскажу во второй заметке.