Взяв за основу книгу Видван Паттабхи Джойса «Йога мала», где простым языком изложена философия и практика аштанга-виньяса йоги, а также личный практический опыт, я решила поделиться некоторыми важными сведениями с теми, кто только собирается начать свой путь в этом направлении.
Стиль аштанга-виньяса основан в 1948 году, но свое начало он берет в древних санскритских текстах. Также аштанга-виньяса йога один из видов Хатха йоги. Но так как в основе названия этого направления лежит слово «аштанга», что в переводе 8 лепестков (ступеней, ответвлений) следует отметить, что стиль этот много шире: он не ограничен комплексом физических упражнений и дыхательных техник. Это этика, практика, духовный путь, стиль жизни, особая точка зрения и оценка внешнего мира через кодекс прописанный в «Йога мале».
Целью является трансформация тела, ума и духа практика. Звучит строго, но, как сказал Паттабхи Джойс, «аштанга-виньяса йога» для всех, кроме ленивых. Гадать о том подходит или нет данный стиль пустая трата времени. Чтобы понять, как пахнет цветок, надо вдохнуть, чтобы постичь ананду (блаженство), надо начать практиковать!
Само слово йога имеет множество значений: связь, смысл, соединение, знание, природа, логика и т.д. Также йога означает путь (упайя). «...как ученик праведностью и силой ума завоевывает сердце Гуру, становится одним целым с Гуру, как женщина, преданная мужу, становится единой со своим мужем, так ум, осознавая себя частью Единой Сущности, не существует отдельно от Сущности».
Йога - путь к раскрытию истинной природы человека. Посредством знания и практики мы учимся контролировать ум и органы чувств, приходим к балансу и пониманию истинного высшего покоя и вечного наслаждения. Аштанга-виньяса гласит о том, что без упорных занятий, без благословения Гуру, ученик не увидит ничего, кроме мирской суеты. Также правила, касающиеся еды, сексуальной этики и речи, очень важны для человека, занимающегося йогой. Начинаем искать ответ, как сконцентрировать свой ум в божественном направлении.
Аштанга- виньяса йога - 8 ступеней, постигая которые, ученик достигает блаженства (самадхи).
Хочу сказать о том, что здесь прописано идеальное поведение человека, некая высшая точка осознанности и просветления. Нам следует сделать малое усилие, попробовать понять скромную долю всех этих качеств совершенного божественного существа и стать хоть чуточку, но ближе к прекрасному.
1. Яма (1 ступень)
Состоит из 5 элементов, которые необходимо соблюдать или пробовать соблюдать:
1.1. Ахимса - никогда, ни при каких обстоятельствах, не причинять никому вреда.
Что мы можем? Максимально чистить свой ум от негатива, гнева, зависти и т.п., разрушающих нас процессов. Прежде всего стараться не причинять вреда себе, понять само значение вреда.
1.2. Сатья - быть честным: в мыслях, словах и делах. Но правда не должна ранить другого, слова горькой правды лучше оставить при себе.
Что мы можем? Взращивать каждодневно кодекс честности к себе, в себя. И путь это будет неидеально, но пробовать придерживаться его. Затем уже пробовать рассказать о своей правде другим.
1.3. Астейя - ничего ни у кого не красть.
Что мы можем? Всегда помнить, что мы имеем все, что нужно, и жестко на уровне мысли пресекать идею воровства.
1.4. Брахмачарья - концентрация ума на духовном, не на физическом. Если йогин имеет семью, то сексуальная связь с женой должна быть только с целью зачатия детей, чтобы не терять жизненной энергии, без которой невозможно достижение самадхи.
Что мы можем? Быть более осознанными в выборе партнера. Мы все же люди, хоть и являемся частью животного мира. Находить, заставлять свой ум, эмоции подниматься выше сексуальных влечений.
1.5. Апариграха - есть сатвическую (чистую), свежую пищу. Пища должна быть добыта честным трудом и только с целью поддержания физического тела.
Что мы можем? Не переедать, чтобы побаловать вкус. Еда заполняет желудок наполовину, на четверть он заполнен водой и четверть воздухом.
2. Нияма (2 ступень)
Состоит из 5 элементов:
2.1. Шауча - чистота тела и ума.
Что мы можем? Внешнее очищение, держать тело в чистоте! Внутреннее очищение - концентрироваться на помощи, благодарности, на дружеском восприятии всего.
2.2. Cантоша - полное удовлетворение.
Что мы можем? Взращивать в себе счастье, независимо от того, богаты или бедны, одиноки или в компании. Удача может отвернуться, но это не должно удручать нас.
2.3. Тапас - самодисциплина, усердие в достижении духовной цели.
Что мы можем? По крайней мере, начать с самодисциплины в мелких делах: просто условиться на чем-то и не отступать, как бы того не хотелось. Затем приступать к более широким и сложным задачам.
2.4. Свадхьяя - изучение йогических текстов и молитв согласно правилам.
Что мы можем? Саморазвиваться, познавать новое, качественное мотивирующее. Не уставать совершенствоваться.
2.5. Ишвара пранидхана - все намерения сказанные или нет, все мысли и действия посвящаются Богу.
Что мы можем? Попробовать придать жизни большее значение. Найти великое красивое и божественное в себе, в окружающих, и может кто-то отыщет истину, Бога, даже не ожидая этого.
3. Асана (3 ступень)
Дисциплинированная практика йогических поз, с помощью которых достигается контроль над умом и органами чувств.
В ведических текстах с асаны начинается освоение аштанга йоги. На своем опыте могу сказать, что через усердную практику асаны легче прийти к яме и нияме.
Что мы можем? Не лениться: каждый день, каждую свободную минуту использовать для тренировки. Пусть вы начнете с бега или плаванья, а затем уделяйте время вытяжению вашего тела, через асану, это изменит вашу жизнь, а перемены всегда полезны.
4. Пранаяма (4 ступень)
Дыхательная практика, концентрация ума в одной точке и контроль дыхания.
Существует много видов пранаям. В аштанга йоге используются четыре. Практика пранаям способствует усвоению тонкой энергии ветра жизни с помощью вдоха, выдоха и задержки дыхания, совершая крии (очищение) совместно с тремя бандхами (напряжение мышц, мышечные замки).
Что мы можем? Начать каждый день уделять 10 минут, на спокойное замедленное дыхание.
Итак, эти 4 ступени (ветви), перечисленные выше, являются основой, фундаментом для жизни в социуме, для прекрасного взаимодействия с окружающими. И что более важно - с собой.
4 следующих ступени являются духовными и касаются лишь тех, у кого есть силы, стремление, хорошая основа идти дальше по пути самопознания. Этих людей мы редко встретим среди нас в большом городе, но встречая где бы то ни было, мы помним их всю жизнь.
Кратко о великом.
5. Пратьяхара (5 ступень)
Отрешение. Техника отвлечения чувств от объектов, на которые они направлены. При отсутствии связи с объектами органы чувств следуют внутренней форме сознания, а это есть отвлечение. Благодаря чему достигается полное подчинение органов чувств.
6. Дхарана (6 ступень)
Концентрация. Длительное удержание внимания на каком-либо объекте. Глубокая концентрация ведет к состоянию созерцания.
7. Дхьяна (7 ступень)
Созерцание, медитация, успокоение сознания, а в последствии полная остановка на некоторое время любой психической активности
8. Самадхи (8 ступень)
Освобождение.Состояние, достигаемое медитацией, которое выражается спокойствием сознания. Снятие противоречий между внутренним и внешним мирами. Состояние, близкое по значению к нирване, просветлению.
Заключение:
Занятия аштанга-виньяса йогой полезны для всех людей, начиная с восьмилетнего возраста, мужчинам и женщинам, слабым и больным.
Любой, кто ответственно, внимательно и серьезно постоянно практикует, достигнет успеха.
Так, например, беременным женщинам необходимо воздержаться от практики асан, начиная с четвертого месяца беременности, но продолжить практиковать пранаяму (дыхательные практики) до седьмого месяца. Практика полного вдоха и выдоха, сидя в Падмасане (позе лотос) облегчит роды.
Людям старше 50-ти достаточно выполнять некоторые из простых асан и пранаям. Но те, кто занимается много лет, могут продолжать выполнять все упражнения. Пожилым людям, желающим начать заниматься йогой, достаточно делать Сурья Намаскара А и Б. Кроме того, рекомендуется делать следующие асаны:
- Пасчимоттанасана,
- Сарвангасана,
- Халасана,
- Карнапидасана,
- Матсьясана,
- Уттанападасана
- Ширшасана
Лучше выполнять эти асаны вместе с виньясами (связка движений и дыхания), но если это невозможно, то достаточно сконцентрироваться на вдохе и выдохе.
Паттабхи Джойс писал о том, что так можно укрепить тело и органы чувств, очистить ум, продлить жизнь и наполнить тело свежей энергией. Люди средних лет могут выполнять все асаны. Чем дольше человек занимается, тем крепче становится тело и болезни отступают. Начинать занятие следует с Сурья Намаскара (Приветствие Солнца), а затем переходить к выполнению асан.
Искренность, смелость, твердость, различение истины, убежденность, избегание сборищ — шесть вещей, которые помогут постичь йогу.
Сконцентрируйтесь на них!
Успехов в освоении удивительной Аштанга Виньясы!