В связи с распространением инфекции COVID-19 (коронавирус) на территории России в марте-июне 2020 года и принятыми государством мерами по борьбе с ней в Москве были на три месяца парализованы спортивные клубы и фитнес центры, в том числе и студии йоги.

Во время пандемии с учетом введенных ограничений в целях сохранения возможности и дальше проводить занятия и иметь хоть какую-то выручку для покрытия арендных платежей, а также выплаты зарплат сотрудникам фитнес клубы перешли на работу в онлайн режиме (а самые передовые и дальновидные уже работали в таком ключе), предоставляя своим клиентам платформы и сервисы для тренировок, в том числе по йоге. Ситуация послужила стимулом к развитию онлайн сегмента и привлечению старых и новых клиентов в эту сферу, ведь спрос на онлайн курсы и учебу в апреле 2020 года резко увеличился из-за отсутствия возможности пользоваться общественной и спортивной инфраструктурой города.

Так, согласно сервису Yandex.Wordstat рост запросов на онлайн йогу в апреле 2020 года по сравнению с аналогичным периодом 2019 года вырос более чем в 3,5 раза.

Основной площадкой для предоставления услуг по занятиям йогой являлось приложение Zoom, направленное на организацию онлайн тренировок и обучения. Логика фитнес студий и студий йоги при использовании платформы Zoom заключалась в том, чтобы максимально сохранить прежнее расписание классов в онлайне. 

Явными преимуществами онлайн занятий являются:

1) Возможность заниматься йогой с любимыми преподавателями в условиях самоизоляции и ограничений.

2) Экономия времени. Причем как учеников, так и преподавателей, так как не нужно никуда ездить или ходить: занятия доступны, не выходя из дома.

3) Цена. Занятия стали дешевле в 2-2,5 раза. Также распространенной формой оплаты для онлайн классов стали донейшн (donation) (по принципу «кто сколько сможет»).

В то же время организация онлайн классов имеет и ряд недостатков:

1) Отсутствие телесно-ориентированных практик. Это делает невозможным для преподавателя предоставление помощи ученикам, например, при растяжке.

2) Отсутствие «живого» общения. Это затрудняет усвоение предлагаемую для изучения асану или лекционный материал. Таким образом, нарушается основной принцип передачи знаний в йоге, при котором учитель имеет возможность скорректировать ученика и на личном примере показать выполнение той или иной техники.

3) Потеря тренерского состава. Тренера во время пандемии имели возможность отдельно от клубов и фитнес студий наладить персональные тренировки и тем самым увести часть клиентов на свою профильную платформу.

Кроме того, на рынке фитнес услуг в период пандемии получило распространение продажа уроков в форме лекций и записей собственных занятий и тренировок, а также продвижение собственных приложений по занятию йогой.

Можно сделать вывод о том, что в начале развития пандемии в России (март 2020 года) онлайн классы по йоге стали необходимостью для фитнес клубов и студий йоги в связи с резко возросшим спросом на онлайн форматы обучения. На сегодняшний день становится понятным, что развитие онлайн платформ является неотъемлемой частью «меню» сервисов по обучению йоге. Сейчас конкурентным преимуществом для студий, имеющих онлайн занятий, уже будет не сам факт наличия онлайн канала, а качественно выстроенный диалог преподавателя со своими учениками в рамках онлайн классов, а также оригинальный контент, размещаемый на электронных площадках типа Youtube и в социальных сетях.

Говоря же о перспективах развития фитнес индустрии, в частности йогосферы, можно отметить следующее. 23 июня 2020 года в городе Москве были сняты ограничения относительно проведения занятий спортом оффлайн. Вместе с тем всплеска возвращения клиентов студий йоги из онлайна в оффлайн не произошло ввиду наличия страхов и опасений граждан относительно риска заболеть, несмотря на проводимые в студиях мероприятия по антисептической обработке помещений, регулярных проветриваниях, мытью ковриков и введения норм социального дистанцирования. Кроме того, на снижение спроса сказалась и сезонность ввиду того, что многие люди берут отпуска именно летом, а также предпочитают заниматься спортом в хорошую погоду в парках или площадках воркаута.

Но в целом говорить о замещении офлайн занятий онлайн сервисом не приходится. Скорее это дополнительный механизм развития (расширения клиентской базы) и монетизации. В тоже время для многих людей занятия офлайн это способ социализации человека. Так, например, онлайн занятия не заменят для человека «выход в свет» в студию йоги, где они смогут комфортно пообщаться, побыть в приятной для них атмосфере, продемонстрировать свои достижения перед учителем и другими учениками.

Даже в условиях тотальных ограничений, когда целые отрасли недофинансированы и пребывают в упадке, все-таки находятся новые решения, которые способствуют вашему развитию и увлечениям.

Главное – не упускать их из виду и практиковать дальше!

Как в онлайне, так и в оффлайне! ;)